Информация для родителей
29.01.2021

Чем полезен школьный психолог

Отношение родителей к школьным психологам очень разное. «Когда мы учились в школе, никаких психологов и в помине не было, и ничего! А теперь взяли моду – чуть что, сразу к психологу направлять!» – возмущаются одни. «Как хорошо, что в школе теперь есть психологи, скольких проблем они помогают избежать нам и нашим детям! Жаль, что в нашем детстве такого не было!» – радуются другие родители. Проблема в том, что работа школьного психолога подобна айсбергу – большая ее часть скрыта от посторонних глаз. Поэтому психолог в школе – явление сегодня хоть и нередкое, но все равно не очень понятное. Как с ним взаимодействовать, в каких случаях к нему обращаться, да и надо ли?

 Критик или помощник?

Все родители что-то знают о психологических тестах (многие сами их проходили, например при приеме на работу), поэтому именно тестирование является в представлении многих основной деятельностью психолога. Это побуждает родителей с предубеждением и даже опаской относиться к деятельности школьного психолога. В нем видят критика, а не помощника.

 

Такое отношение в корне неверно. Психолог в школе всегда работает с триадой: учитель, ученик, родители. Его задача – помогать преодолевать все неминуемые трудности образовательного процесса. И тестирование далеко не самая важная часть его деятельности. Нормативными документами за психологом закреплена обязанность заниматься диагностической, просветительской, консультативной, коррекционной, развивающей, психопрофилактической работой.

 Только по желанию родителей и с их разрешения!

Что имеется в виду, когда речь идет о диагностической работе? Прежде всего это фронтальное (групповое) и индивидуальное обследование детей при помощи различных психологических методик.

 1. Групповая диагностика проводится с целым классом или в подгруппах. Обычно речь идет о плановом тестировании по запросу учителей или администрации. Например, об исследовании внимания, памяти, творческих способностей, мотивации, отношений между учащимися. Предлагаемые детям методики обычно имеют конкретные варианты ответов, поэтому результаты подсчитываются по шаблону и сравниваются с существующими для этого теста возрастными нормами. Фронтальное тестирование позволяет сделать выводы об особенностях работы и взаимодействии учащихся в классе (например, большинство детей работают на занятиях очень быстро или многие из них демонстрируют низкую мотивацию учения), выявить ребят, которые выпадают из общей картины (делают задания медленнее всех, ни с кем не дружат и т.д.). Однако фронтальная диагностика не дает полных, стопроцентных знаний о конкретном ребенке. Ведь в ходе нее масса факторов влияет на результаты, искажая их. Например, ребенок не понял задание и постеснялся спросить, подсмотрел у товарища неверный ответ, был нездоров в этот день и проч. Поэтому для окончательного вывода нужно дополнительно провести индивидуальное обследование.

2. Индивидуальная диагностика проводится только с письменного разрешения родителей. Обычно встреча психолога с ребенком предваряется беседой с его родителями, и только затем начинается работа с ним самим. Как правило, специалист не ограничивается только тестовыми методиками, а беседует с ребенком, просит его что-нибудь нарисовать (человека, семью, свои страхи), использует игровые упражнения (особенно с учащимися начальных классов). Возможно включение элементов компьютерного тестирования, которое воспринимается детьми с интересом и без протеста (свойственного, например, подросткам, не любящим, когда им «лезут в душу»). Чаще всего психолог обследует ребенка один на один, но возможно и тестирование в присутствии родителей.

По результатам обследования учащихся психолог может прийти к выводу, что им нужны специальные коррекционно-развивающие занятия, чтобы помочь детям преодолеть выявленные проблемы. Например, проводятся занятия по развитию произвольности (умению работать по правилу) у учащихся первых классов, в более старшем возрасте – по развитию внимания или памяти. Есть занятия, направленные на преодоление личностных проблем (страхов, тревожности, застенчивости, агрессивности), приобретение коммуникативных навыков. Занятия могут проводиться как в группах, так и индивидуально. Эти занятия проводятся только с разрешения родителей, которые могут запросить у психолога план его работы. Поскольку психологи обладают специальными знаниями о возрастных нормах и особенностях развития детей в различные периоды, то в круг их обязанностей входит и просветительская работа. Они делятся психологическими знаниями с родителями, учителями и учащимися, дают общие рекомендации по ряду ситуаций, выступая на педсоветах, родительских собраниях и классных часах.

 Еще одна очень важная и востребованная часть работы школьного психолога – консультативная. Во время таких встреч мы с родителями, учителями и учениками вместе находим оптимальный выход из любой сложной ситуации. Кроме того, консультирование позволяет «выпустить пар», снять напряжение, а это уже немаленький шаг на пути к решению проблемы. Психолог может спокойно, безоценочно выслушать и ребенка, и его родителей, обеспечить своему собеседнику принятие и понимание (чего часто не хватает, например, детям с их «пустяковыми», с точки зрения близких, проблемами). Иногда человеку очень важно именно выговориться, а не только получить совет. Психолог помогает увидеть происходящее со стороны, рассмотреть все аспекты проблемы, отметить плюсы и минусы данной ситуации.

 

Чтобы отбросить все сомнения, давайте определимся с ответами на ряд вопросов.

Как попасть к психологу? Вы всегда можете обратиться к классному руководителю или вам стоит написать мне в личные сообщения в электронном журнале. Цель вашей первой встречи – познакомиться со специалистом, рассказать о своих опасениях, узнать о результатах фронтальных обследований и наблюдений за детьми. Я задам ряд вопросов о развитии, интересах, семейной ситуации ребенка и предложу план дальнейшей работы, например индивидуального обследования или совместной консультации. Я подскажу, о чем стоит поговорить с педагогами и с другими членами семьи, с самим ребенком.

Когда пора бить тревогу? Родители нередко признаются, что у них нет однозначного ответа на вопрос: надо или не надо им обращаться к психологу. На мой взгляд, если есть возможность, то лучше сходить на прием к школьному психологу, поговорить о своем ребенке. Даже если никаких особых проблем и не существует. Как говорится, «лучшее лечение - это профилактика». К сожалению, часто родители приходят к психологу, когда проблема уже стоит очень остро. Например, ребенок отказывается ходить в школу или у него «полный завал с учебой». Мой вам совет: не стоит дожидаться обострения, есть множество признаков в поведении ребенка, которые должны насторожить родителей. Вам пора обратиться за помощью психолога, если:

·         ребенок ведет себя необычным образом;

·         резко ухудшилась его успеваемость;

·         он стал агрессивен, грубит;

·         наблюдаются невротические проявления (тики, заикание);

·         ребенок часто плачет без очевидной причины.

Кроме того, на ребенка сильно влияют некоторые события в семье – переезд, рождение братика или сестрички, развод родителей, длительная командировка кого-то из родных, госпитализация самого ребенка или кого-то из близких, болезнь или гибель домашнего любимца. Все эти ситуации – тоже серьезный повод обратиться к школьному психологу. 

  

Что значит подготовить ребенка к встрече? Многие уже знакомы со мной, поэтому нет необходимости как-то специально готовить ребенка к предстоящей встрече. Но ее успех во многом зависит от установки родителей. Чем позитивнее и естественнее будет ваше отношение к психологу, тем больше пользы для семьи будет от общения со мной. К сожалению, до сих пор многие родители воспринимают обращение к психологу, как крайнюю меру – они как бы расписываются в собственном бессилии. Естественно, и их дети воспринимают наше общение как подтверждение собственной ущербности и несостоятельности. Но мы же не комплексуем из-за того, что нам приходится держаться за перила на крутой лестнице?! 

 Можно ли доверять?

Как и любая психологическая работа, консультирование в школе строится на принципе конфиденциальности. Психолог не обязан рассказывать о содержании беседы с клиентами ни администрации школы, ни учителям. По результатам беседы или индивидуального тестирования я сообщаю им только общие результаты (насколько занижена самооценка, демонстрирует тревогу по отношению к учебе и проч.). Но во время беседы я могу попросить разрешения у ребенка поговорить о волнующей его проблеме, например, с педагогом или родителями («Можно я поговорю с твоей мамой о занятиях музыкой, скажу, что ты их не очень любишь?» или «Вы не возражаете, если я расскажу учителю, что Таня очень тревожна, что с ней надо общаться максимально доброжелательно?»). 

Конечно, родителям лучше быть с психологом предельно откровенными, потому что это поможет лучше понять вас и вашего ребенка

 Как реагировать на рекомендации?

Все, что говорит психолог, носит рекомендательный характер. Психолог – советчик, а не судья. Моя задача не учить, не воспитывать, а помогать, подсказывать. Не стоит надеяться, что само по себе обращение к психологу поможет решить какие-либо проблемы. Это только первый шаг на пути к этому. Далее предстоит совместная, иногда долгая и кропотливая работа, требующая терпения и понимания, а также участия всех звеньев образовательного процесса: учителя, ученика, родителей.

Когда школьный специалист – не помощник

Бывают ситуации, в которых школьный психолог не может помочь. Точнее, его участия недостаточно. Речь идет о ситуациях, когда нужны занятия с другими специалистами – нейропсихологом, дефектологом, семейным психотерапевтом. Например, если у ребенка проблемы в усвоении школьной программы и нужна более точная диагностика, то на помощь приходят специалисты психологических центров. Не стоит этого пугаться: ведь цель – не найти какие-то отклонения у ребенка, а, наоборот, раз и навсегда исключить наличие органических нарушений. Если же какие-то отклонения будут обнаружены, то своевременно начатая коррекция позволяет достигнуть лучших результатов, чем когда «время уже упущено». Но в любом случае не проходите мимо кабинета школьного психолога: я вас всегда выслушаю и посоветую, какие дальнейшие шаги надо предпринять.

 



Возврат к списку

Вы не можете добавлять комментарии


#####