Информация для родителей

Почему надо учиться читать!?

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения

     За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в школе, совершенствуются содержание и структура образования.

     На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

     В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 году в городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: «… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «дебилизацию» детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать». В классах много так называемых «детей риска». Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45 %.

     Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов – на «4», 90 – на «3». Те, кто читает еще медленнее, вообще не в состоянии учиться. К сожалению, только половина школьников и только в седьмом классе читает в темпе 120 слов в минуту. Эти данные приведены в статье В.Н. Зайцева «Трещины» в начальном обучении».

     Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале XXI века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научить управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.

     Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком. Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту. Но истории так же известны факты феноменального быстрого и рационального чтения, достигающего  1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький и Марк Твен и мн. другие.

     Но способность рационально читать – удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

     За счет чего происходит увеличение скорости чтения? Останется ли понимание и запоминание читаемого материала? В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации. Традиционное чтение имеет ряд недостатков: это отсутствие внимания, отсутствие гибкой программы чтения, то есть когда все тексты читаются одинаково медленно. Возвратные движения глаз к уже прочитанному и, конечно, «враг» номер один быстрого чтения – это проговаривание читаемого текста про себя (артикуляция).

     И самое главное, основное – это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.

     Недостатки традиционных методов чтения. Можно выделить пять основных недостатков традиционных методов чтения.

1. Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики. Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии – довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их, в отличие от регрессий, реципациями. Основная цель рецепаций – более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

2. Артикуляция. Это непроизвольное движение губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция. Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

3. Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, предложение, иногда и весь абзац. Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного.

4. Отсутствие внимания. Что такое внимание? Внимание – это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.

Скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Впечатления от отдельных слов интегрируются, поэтому лучше осознаются смысловые связи между ними. При медленном чтении ребята теряют начало фразы, не дочитав ее до конца.

     Уже в 8 классе объем домашних заданий составляет в среднем 6500 слов. Не трудно подсчитать, что ученик, читая в темпе 80 слов в минуту, затратит около полутора часов только на то, чтобы один раз прочитать тексты. А так как низкая скорость чтения мешает восприятию, он должен читать дважды, трижды. Вот почему он учит уроки от случая к случаю, а тот, кто читает еще медленнее, практически не в состоянии их готовить.



Возврат к списку

Вы не можете добавлять комментарии


#####